Авторы |
Мещеряков Анатолий Семенович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра сварочного, литейного производства и материаловедения, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), meta1@pnzgu.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Модернизация системы профессионального образования сегодня ориентирует на внедрение в учебный процесс вуза компетентностного подхода. Особенно это актуально в условиях смены образовательной парадигмы, когда специалист получает готовые знания, необходимые не только для общественного производства, но и для реализации своих личных возможностей. Целью исследования является изучение этого признака веления времени как фактора интеграции специалистов инженерного профиля.
Материалы и методы. Поставленные задачи были решены путем анализа дидактических материалов, опубликованных в различных источниках психолого-педагогического характера, в основном в журналах, рекомендованных ВАК, а также монографиях и учебно-методических пособиях. Методологическая база ориентирована на компетентностно-модульные технологии, формирующие общепрофессиональные компетенции специалистов инженерного профиля средствами дисциплин теплоэнергетического цикла.
Результаты. Показано, что выявленная нетождественность интересов «потребителей» образования (личность, производство-потребитель и общество в целом) должна нивелироваться разрешением противоречий: с одной стороны, независимостью их социального статуса, а с другой – пониманием одинаковой важности (значимости) их в достижении социального благополучия, в чем и заключается сущность целевого компонента образования. Практическая значимость исследования заключается в выявлении необходимости освоения многообразия функциональных особенностей технических систем не только как объектов техники, но и как приобретения знаний «нетехнического» свойства, т.е. метакачеств гуманитарного характера.
Выводы. Смена образовательной парадигмы как побудительный мотив для внедрения в учебный процесс компетентностно-модульных технологий обучения студентов является элементом новизны исследования. Изменяя направление образовательного процесса, новая парадигма меняет и представления о теоретической значимости исследования. При подготовке специалистов инженерного профиля как диктат возникает обязанность включения в структуру технического знания элементов из области живой природы, техники и неживой природы средствами дисциплин общепрофессиональной подготовки. Тем самым педагогическая наука обогащается знаниями гуманитарно-социального характера.
|
Ключевые слова |
компетентность, новая образовательная парадигма, «образованный человек», многоаспектность и полифункциональность инженерной деятельности, модульно-тестовые технологии, признаки главного предмета труда, метакачества гуманитарного характера.
|
Список литературы |
1. Орлов, В. В. Университетское образование в постиндустриальном обществе / В. В. Орлов // Вестник Пермского университета. – 2007. – Вып. 6 (11). – С. 32–36.
2. Маслянка, Ю. В. Смысл и бессмысленное время: стратегия модернизации российского общества / Ю. В. Маслянка // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 1 (25).
3. Мещеряков, А. С. Компетентность и модульность как векторы обновления профессиональной подготовки специалистов инженерного профиля: инновационный аспект (часть 1) / А. С. Мещеряков, Г. С. Куприянова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 1 (25).
4. Мещеряков, А. С. Компетентность и модульность как векторы обновления профессиональной подготовки специалистов инженерного профиля: аспект присоединения России к Болонской конвенции по образованию (часть 2) / А. С. Мещеряков, Г. С. Куприянова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3 (27).
5. Мещеряков, А. С. Компетентность и модульность как векторы обновления профессиональной подготовки специалистов инженерного профиля: аспект глобализации образования (часть 3) / А. С. Мещеряков, Г. С. Куприянова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 4 (28).
6. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование / А. М. Новиков. – М. : Эгвес, 2008. – 136 с.
7. Принципы модульного обучения: метод. разработка для преподавателей / сост. О. Г. Проворова. – Красноярск : Красноярск. гос. ун-т, 2006. – 32 с.
8. Artigue, M. Didacte engineering, research and development tool: some theoretical problems linked to this duality / M. Artigue, M. Perrin Glorian // For the learning of mathematics. – 1991. – № 11. – P. 13–17.
9. Douady, R. L`ingenierie didactique: une methodologie privilegue de la recherche / R. Douady // Proceedings of 11th PME Conference. – Montreal, Canada, 1987. – Vol. 3. – P. 222–228.
10. Чошанов, М. А. Инженерия обучающих технологий / М. А. Чошанов. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011. – 239 с.
11. Чошанов, М. А. Дидактика и инженерия / М. А. Чошанов. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
12. Леднев, В. С. Содержание образования : учеб. пособие / В. С. Леднев. – М. : Высш.шк.,1989.–360 с.
13. Климов, Е. А. Введение в психологию труда : учеб. / Е. А. Климов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Моск. гос. ун-та ; Академия, 2004. – 336 с.
14. Куприянова, Г. С. Дидактические материалы к изучению дисциплин тепло-энергетического цикла: модульно-тестовые технологии : учеб. пособие / Г. С. Куприянова, А. С. Мещеряков ; под ред. А. С. Мещерякова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2012. – 188 с.
|